В России страховая культура еще только формируется и находится в зародышевом состоянии. Сильна в нас пока надежда на русское "Авось". Авось пронесет, авось не случится. И не
случается (слва богу). А если все-таки случилось? Что делать? Вот беда, так беда. До введения ОСАГО, ДТП с легкостью могло перерасти в кулачные бои местного значения. Потом подъезжали
"братки" и знакомые "в форме", чтобы решить кто же не прав. А потом начинался тягомотный вопрос по получению денег. Не все хотели с ними расставаться, не у всех они (деньги) были.
Кошмар... Сейчас вспомнишь, жуть просто какая-то. То ли дело сейчас, дождались "гайцев", оформили нужные бумаги, решили в страховой вопросы и все. Я не говорю, что сейчас все просто,
но морды друг другу не бьем, квартиры не теряем. В грузоперевозках стоимость грузов еще выше и там "попасть" можно вообще конкретно. Тем более, если ты индивидуальный
предприниматель, то я тебе напомню, что отвечать придется всем своим имуществом. Для экспедиторов и владельцев груза ситуация не лучше, пока суд да дело, убытки
огромны. Теперь вроде бы понятно, страховаться надо. Тогда почему на форумах кричат, что все это бесполезно? Типа, деньги за страховку заплатили, а когда случилась беда,
страховая вроде и ни при чем. И по закону они правы. Так почему же я виноват? А много ли у нас людей, которые читали договора страхования? А те, кто читали, все ли им было
понятно?- Что делать, если что-то случилось?
- Какие и где документы надо оформить?
- А отчего я вообще страховался?
Если было непонятно, задавали
вопросы до тех пор, пока не станет понятно? Если на все вопросы Вы ответили утвердительно, то со страховой недопониманий у Вас не было, и эта статья не для Вас. Скорей всего, дело
обстоит по-другому. Большинство не страховались вообще из-за отсутствия понимания в этом вопросе, другая часть страховалась, но возникли большие проблемы при выплате компенсации.
Давайте попробуем разобраться в этом непростом, но нужном вопросе.
Непосредственно в грузоперевозках присутствуют 3 основных вида страхований:
- Страхование груза
- Страхование ответственности экспедитора
- Страхование ответственности перевозчика
Разберем их поочереди.
Страхование груза
Страховка, распространяющаяся на сам груз. Включает в себя риски, связанные с грузом. Чаще всего это:
- Повреждение груза
- Уничтожение груза
- Утрата груза
- Хищение всего или части груза
- Убытки, вследствие пропажи груза или транспортного
средства с грузом без вести
Как правило, вопросов здесь не возникает. Все понятно, страхуем груз и получаем бабки, если что не так. Правда многие владельцы груза предпочитают
на страховке сэкономить, полагая, что экспедитор (перевозчик) пусть сам этим занимается. По аналогии, можно и КАСКО не страховать (она тоже не дешевая), а в случае угона ждать когда
наши доблестные правоохранительные органы найдут угонщика, суд докажет его вину и останется дождаться когда он расплатится с Вами по исполнительному листу. Но это долго а часто
ипросто не наступает этот момент. А машины уже нет. Лучше бы я заплатил за страховку!!!
Страхование ответственности экспедитораСтраховка, распространяющаяся на риски, связанные с организацией грузоперевозки. Включает в себя риски, связанные с
неисполнением, несвоевременным исполнением обязанностей по договору перевозки. Именно с этим видом страхования связаны большинство моментов, когда клиенты страховых компаний
заявляют о том, что страховая компания не хочет платить. Дело в том, что по этому виду страхования страхуется профессиональная деятельность, а рисками являются случаи, когда
профессионал не прав. Ошибка, халатность, неисполнение инструкций и прочее. То есть, если произошло ДТП и в результате погиб груз, но водитель не виноват, произошла кража или грабеж -
вины экспедитора здесь нет и конечно страховая компания откажет в возмещении. При этом, если клиент или его страховая компания будут не согласны с этим, Ваша страховая компания будет с
пеной у рта доказывать, что Вашей вины здесь нет или заплатит деньги. Я думаю, Вас устроит любой из этих вариантов. Есть правда одно "Но": Большинство экспедиторов и перевозчиков в
качестве мощного аргумента уверяют клиента что у него ВСЕ застраховано (сами в этом заблуждаясь). В этом случае, после наступления неприятного случая, когда с грузом что-то случилось, а
Ваша страховая компания доказала, что Вы не виноваты, клиент на Вас разобидится и уйдет. Конечно, неприятный вариант. А отдать пару миллионов за груз, который сам владелец не
удосужился (пожадничал и пр.) застраховать лучше? Если да, то никто не мешает Вам сделать это и после суда. Но думаю, благоразумность не позволит Вам этого сделать.
Конечно же, Вы можете сами застраховать груз и таким образом не потеряете клиента. Необходимо помнить, что в этом случае эта инициатива может ударить по Вам: страховая компания может
выставить вам регресс (требование о возмещении уплаченной суммы). Ведь в глазах страховой Вы являетесь виновником их ущерба. Вроде бы в практике российских страховых компаний такого
еще не наблюдалось, но кто может знать, на что может толкнуть кризис или огромная сумма выплат?
Страхование ответственности перевозчика
Страховка, распространяющаяся на риски, связанные с осуществлением грузоперевозки.
Независимо от того, что произойдет с грузом, одна сторона всегда известна - это перевозчик. Как Вы думаете, к кому в первую очередь обратятся за возмещением за испорченный или
пропавший груз? Правильно, конечно же к перевозчику. В принципе, страхование ответственности экспедитора и страхование ответственности перевозчика очень похожи, тем более часто - это
одна и таже компания. Да и сами страховые часто их не разделяют. Так что большинство из вышеизложенного подойдет и сюда.
В заключение хотелось бы заострить Ваше внимание на одном моменте. Дело в том, что рынок страхования не спешит становиться цивилизованным. Для страховых компаний выплата
возмещения ущерба - прямой убыток. Поэтому и "мордуют" у нас в кабинетах при обращении за выплатой. Отчасти мы и сами виноваты. Договор многие не читали, если и читали, то больше для
вида. Мы являемся клиентами для страховой только в момент заключения договора, потому что на горизонте маячат деньги. Так вот, именно в этот момент и не надо торопиться. Надо съездить
в отдел выплат под каким-нибудь надуманным предлогом для выплаты и посмотреть, как Вас встретят. Второй и обязательный шаг: обязательно получить на руки бумагу за подписью и печатью
о том, какие бумаги, по какой форме и в какой срок должны быть предоставлены. Это защитит Вас от отказов типа: "У вас документ на бумаге не того цвета" или "Вам надо еще 30 бумажек
принести: от царя Гороха, Иисуса Христа и черта лысого". Потом Вам эту бумагу никто не даст, но пока они не получили от Вас денег, они будут делать все, чтобы их получить. И еще один
обязательный момент, внимательно прочитайте договор и правила страхования данной компании. Не верьте ни одной фразе типа: "На самом деле у нас все решается быстро и без всяких
формальностей. Потом все будет в точности наоборот. И не дай Вам бог когда-нибудь застраховаться в "РосГосСтрахе". Вот тогда Вы поймете, что такое - недобросовестная страховая компания.
Удачи Вам в делах!
|